Портретная фотосъемка в середине солнечного дня — советы и лайфхаки для фотографа

Портретная фотосъемка в середине солнечного дня — советы и лайфхаки для фотографа

Есть популярное мнение, что нельзя фотографировать летом в полдень. Источники этого мнения, как правило, преподаватели фотошкол. По моим впечатлениям, они просто-таки вшивают в головы своих учеников идею о том, что в полдень снимать категорически нельзя, причем ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах. И ученики спустя 2-3 года обучения, уже став вполне грамотными фотографами,  далеко не новичками, все равно панически боятся полуденного солнца, как будто они  настоящие вампиры )

Не буду категорически осуждать коллег-преподавателей. Действительно, съемка в полдень, тем более красивая, а не абы какая съемка в полдень — это задача не новичкового уровня. А что нужно преподавателю фотошколы? Чтобы новичок сильно не лажал во время и после бучения. В полдень вероятность налажать намного выше, чем при съемке в замечательное «режимное время». Так что логика в поведении преподавателей все-таки есть.

Но вот что я осуждаю — так это категоричность моих коллег. ИМХО, не нужно запугивать людей. Творчество — это расширение границ возможностей, а не сужение. Разве нет?
Поэтому я на курсе основ фотографии рассказываю о том, что съемка в полдень — это интересная техническая задача » на вырост», которую лучше оставить на то время, когда у вас не будет проблем с настройками камеры, и съемкой портретов с мягким светом.

Но эту задачу большинству фотографов так или иначе нужно будет решать.

Во-первых, многие мои ученики живут в таких регионах, где палящее солнце — это норма, и нужно учиться работать как есть, а не как хочется.

Во-вторых, если речь идет о коммерческой съемке, то нам нужно подстраиваться под график наших клиентов, и их свободное время не всегда совпадает с идеальным временем для фотосъемки. У меня такие ситуации случаются очень и очень часто: съемки свадебных прогулок  как правило проводятся как раз в самое неудобное для съемки время. Бывает, что и несвадебные съемки происходят в полдень, потому что у клиента просто нет свободного времени вечером.

Еще:  Программы для обработки фото. Часть 1 - Adobe

 

Так что работаю, фотографирую и, без ложной скромности, даю заказчикам отличный результат.

Итак, для начала давайте разберемся чем же ужасна и опасна съемка в полдень?

  • Физический дискомфорт, ваш и модели. Жарко, душно,  свет бьет в глаза, либо вам, либо моделям.
  • Моделям тяжело смотреть на свет, их лица сморщиваются, глаза превращаются в щелочки (Я это называю «привет, китаец!»)
  • Яркое полуденное солнце рисует неэстетичные черные тени на лицах в сочетании с выбеленными светлыми участками. Белое платье невесты превращается в выжженое пятно без фактуры и деталей. Кожа лоснится и блестит.
  • Фон в портрете, сделанном на ярком солнце либо слишком конрастный, и весь в пятнах от солнца, либо просто пересвеченный.

Вроде бы все причины собрала в кучу? Ничего не забыла? Если что-то забыла, пишите в комментариях к статье )

Что же делать, если съемка в час дня?

Прежде всего — не паниковать. У вас есть абсолютно все возможности получить красивые фотографии!

1.И это я считаю ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ пунктом: доскональное знание местности. Вы должны отлично знать все локации своего города и уметь выбрать из них те, которые идеально подойдут для съемки в солнечный полдень. То есть, мы приводим модель не в первое попавшееся место. а в «правильное». где вы точно сможете сделать хорошие красивые портреты. Вся эта серия фотографий сделана в Киеве на улице Ярославов вал и возле здания Национальной оперы. Даже фото на зеленом фоне. это вовсе съемка в парке, а просто портрет на перекрестке возле Золотых ворот на фоне маленького деревца.

2. Съемка в красивой воздушной тени. Что значит “воздушная тень”? Так я называю тень. которая не очень глубока, и в ней вообще нет или  по минимуму посторонних цветовых примесей. Обычно такая тень получается на полянке, в начале достаточно широкой тропинки, в городских застройках. Воздушная тень не имеет ничего общего с грязной глубокой тенью, которая обычно бывает в парках в летний день.

Еще:  Обзор БК Париматч

Посмотрите на две фотографии. Обе БЕЗ ОБРАБОТКИ. Сделаны на одной локации. Только в первом случае модель находится как раз в той самой «грязной» тени, а во втором — в «правильной», воздушной.

Посмотрите на тон кожи, светлоту кожи, на то, как ложится свет и тени на лицо модели в первом и во втором случае, и вам все станет ясно без слов. Если не ясно, тогда, пожалуй, вам не стоит сейчас тренироваться в съемках полдень, и лучше поучиться видеть свет на лицах — тоже важнейший навык портретной фотографии.

3. Еще один секрет — нужно не только правильно подобрать саму локацию, но и выбрать фон, который создаст гармонию с моделью. Как я уже говорила, в солнечный день фон как правило очень пестрый. Светлые и темные пятна рябят, все мельтешит перед глазами, и на фотографии эти пятна не дают сконцентрироваться на самой модели. Поэтому я выбираю на локации равномерно освещенный фон без сильных перепадов света и тени.

4. Последний секрет: снимайте против солнца. Если вы не живете около экватора, то забудьте о том, что в полдень солнце находится прямо над вашей головой. Солнце в наших широтах всегда немного под углом. А значит, у вас всегда есть солнечная и теневая сторона.
Так что становитесь лицом к солнцу, а модель ставьте напротив солнца.

Почему нужно снимать против солнца? Потому что солнечный свет сзади помогает создать на снимке красивое такое боке, у которого и цвет хороший, и сами  бокешки достаточно заметны. Всем нравятся бокешки )

Еще, лучи солнца, даже когда оно высоко, могут дать немного контрового и полуконтрового света на модель, что конечно же, идет на пользу снимку.

Еще:  В галерее David Gill проходит ретроспектива Марии Пергей

Эти 4 простых совета помогут вам делать крутые портреты в самый яркий летний день, причем без дополнительного оборудования и ассистента.

Выводы: для успешной съемки в сложных световых условиях (съемка в солнечный полдень) вы должны отлично знать локации и уметь видеть свет. Чем сложнее условия для работы, тем важнее ваш профессиональный уровень. Поэтому не устаю повторять — самое ценное в фотографе не его фототехника, а его знания, навыки и вкус. То, какой вы специалист,  важнее, чем время суток и место солнца на горизонте ))